РЕЛИГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, СЕКТЫ РБ
 


 

 

 
 Религиозные организации г. Уфы

Лекции по истории религий РБ

Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4

   Тоталитарные секты

Религиозная толерантность

   Ссылки


 

 

Лекция 4.

Иудаизм, Римско-католическая церковь и протестантизм в РБ

1.      Иудаизм. Основные направления и история общины в РБ.

2.      Римско-Католическая церковь. История, вероучение, состояние в РБ.

3.      Протестантизм. Евангелическо-лютеранская церковь, Евангельские христиане-баптисты, пятидесятники.

1. Иудаизм – религия, возникшая на территории Палестины на рубеже ІІ – І тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, ставшего в конце ІХ в. господствующим. Вероучение иудаизма изложено в ряде канонических книг: Танахе и Талмуде.Иудаизм считается первой из монотеистических национальных религий. Для поклонения богу Яхве царем государства Израиль Соломоном был построен храм, ставший центром культовой деятельности иудаизма. Бог послал народу Израиля Завет, состоящий из двух условий: признания Яхве единственным богом, а еврейского народа – избранником Божьим. Особое положение породило этническую и миссионерскую замкнутость.  Иудейская война (66 – 37 гг. н. э.) и неудачное восстание Бар-Кохбы (135 г. н. э.) привели к разрушению Иерусалимского храма и рассеянию евреев по всему свету. С III в. до н. э. по IV в. н. э. создается Талмуд – свод законодательства, судопроизводства и морально-этический кодекс. Ведущую роль в религиозной жизни начинает играть синагога – собрание верующих во главе с раввином. Хотя время иудаизм не является государственным вероисповеданием государства Израиль, руководители религиозных общин находятся на государственной службе, оформляют акты гражданского состояния, осуществляют контроль над кашрутом (система правил приготовления пищи), ведут воспитательную работу и культовую деятельность в армии. Координирует и направляет деятельность раввинов Верховный Раввинатский Совет. Последователи иудаизма живут в других государствах, в том числе в США и России. Нетипичным для национальной религии является существовавшее в VIIVIII вв. Хазарского каганата, чьей государственной религией был иудаизм несмотря на то, что население страны имело иной этнический состав. Источником веры иудаизм признает Танах, который состоит из писаний, вдохновленных самим Богом и преподанных людям через пророков. Танах в основном совпадает с Ветхим Заветом христианской Библии. Особое значение придается Торе – Пятикнижию Моисееву. Другим источником веры является Талмуд, где изложены основные установления веры, сложившиеся в период рассеяния. Важное место занимают пищевые запреты. Правоверный иудей не может употреблять в пищу ряд продуктов – кровь, мясо свиньи, некоторые виды животных, рыб и птиц. В доме каждого правоверного иудея обязательно должны висеть мезуза (свиток со стихами из Второзакония в фуляре, прикрепленный к дверному косяку) и цицит (кисти из шерстяных ниток, пришитые к верхней одежде), уберегающие от всякого зла. Обряды иудаизма весьма многочисленны. Важное место занимает капорес, совершаемый в ночь накануне судного дня. Мужчина (женщина) вертят над головой петуха (курицу), трижды произнося молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую долгую и мирную жизнь». Затем птицу режут и съедают. Еще более важен для иудеев обряд обрезания крайней плоти, являющийся знаком завета между Богом и иудеем. Обряд проводится на восьмой день после рождения сына и считается праздником. С детьми связаны и церемонии бар-мицва и бат-мицва, означающие вступление в период совершеннолетия мальчиков и девочек. Первое место среди праздников занимает Пейсах (пасха) – праздник начала уборки урожая и свободы, дарованной Богом (Исход из Египта). Праздник Шавуот справляется на 50-й день после дня пасхи и носит название пятидесятница. Ранее он связывался с земледелием, но теперь его связывают с дарованием Торы на горе Синай. Немалое значение придается празднованию субботы – дня окончания божественных трудов по сотворению мира. В этот день нельзя совершать никакую работу, даже готовить пищу. Весь день должен быть посвящен чтению Торы, а вечером зажигается традиционный семисвечник.

На Руси иудеи появились как купцы и ростовщики еще в ІХ – Х вв. В Х – ХІІІ вв. на Руси существовали общины славяноязычных иудеев. Начиная с ХV в. евреи появляются в Новгороде и Москве, где как иноверцы подвергаются гонениям. При Александре І в 1804 г. был принят ряд ограничений: евреям не разрешалось селиться за чертой оседлости, заниматься некоторыми видами деятельности, был ограничен прием евреев в высшие учебные заведения и поступление на государственную службу. Возрождение иудаизма начинается в 90-е годы ХХ в. На сегодняшний день в России насчитывается около 1 млн иудеев. В настоящее время иудаизм в России представлен рядом направлений: ортодоксальный (ориентированный на строгое соблюдение традиции), консервативный (стремящийся совместить традиции и влияние времени), хасидизм (особенности в организационной структуре) и реформированный.

В Башкирии еврейский дом был основан в 1855 г., вероятно, для отправления религиозных потребностей кантонистов и купцов. Обязанности раввина выполнял Л.А. Голынко – чулочных дел мастер. Синагога располагалась в деревянном здании по ул. Ханыковская, 54, построенном на средства общины. С открытием молитвенного дома в Уфу был прислан казенный раввин – Г. Левитан. Члены общины стремились поддерживать религиозную жизнь и традиции. К 1915 г. была построена новая каменная двухэтажная синагога. Старое здание отдали под бесплатное общежитие для стариков и помещение для миквы – ритуальных омовений. В 1929 г. постановлением БЦИКа синагога была закрыта, и молитвенные собрания происходили в домах наиболее уважаемых иудеев. После Великой Отечественной войны многие обряды проводились нелегально. В 60-70-е годы община нанимала помещения, и, несмотря на свое нелегальное положение, ее члены стремились соблюдать праздники и обряды. Вновь община была зарегистрирована в 1993 г., а в 1996 г. состоялась первая еврейская свадьба, проведенная согласно обычаю. В настоящее время в Уфе зарегистрированы и действуют две иудейские организации. Уфимская религиозная община, входящая в состав централизованной религиозной организации хасидов ХАБАД «Федерация еврейских общин России» (ФЕОР). В январе 2000 г. в Уфу в качестве главного раввина приехал гражданин Израиля Дан Кричевский. На базе организации действуют еврейская воскресная школа для взрослых и детей, группа милосердия «Хэсэд», национально-культурный центр «Кохав». Общество современного (прогрессивного) иудаизма г. Уфы. Эта религиозная организация зарегистрировалась в ГУ МЮ РФ по РБ 20.08.2001 г. Собрания посещают 18-20 человек. Отношений с первой организацией не поддерживают.

2. Католицизм как направление в христианстве возник после формального разрыва отношений между главами христианских церквей в западной и восточной частях территории бывшей Римской империи в 1054 г. Византийский патриарх и папа римский взаимно предали друг друга анафеме из-за ряда догматических расхождений. Католическое вероучение основывается на Библии (Священное Писание) и Традиции (Священное Предание), которые объявлены двумя источниками Божественного откровения. Доктрина католической церкви формировалась на протяжении многих веков и основана на трудах таких теологов, как Тертуллиан (160-220 гг.), Ириней (130-200 гг.), Киприан (201-258 гг.), Аврелий Августин (354-430 гг.). В учении последнего была выстроена стройная система, объединившая разнородные элементы прежних учений. Кроме того, Августин обосновал концепцию примата церкви над государством. Значительное место в теологии католической церкви принадлежит также Фоме Аквинскому (1225-1274 гг.). Согласно его учению, католическая церковь является божественной по происхождению иерархической организацией во главе с наделенным неограниченной властью папой Римским, которому должны были повиноваться все земные государи. Папы имеют неограниченную духовную власть над всеми католиками мира и светскую – на территории города-государства Ватикана (44 га), который имеет свой гимн, флаг, почту, радио, телеграф. Правительством является римская курия. Она осуществляет повседневное руководство всеми сторонами жизни церкви и государства. В состав курии входит государственный секретариат и 9 своеобразных министерств – конгрегаций. Существуют также папские трибуналы, канцелярии, апостолический церковный суд. При Ватикане действует Папская академия наук, призванная содействовать развитию естественных наук, ее членами могут быть ученые – граждане других государств. Официальный печатный орган – газета «Обсерваторе романо» («Римский наблюдатель»). Первичной ячейкой католической церкви является приход (парафия), который управляется священником. Священник назначается епископом, а несколько приходов образуют так называемый деканат. В свою очередь, деканаты объединяются в диоцезы под управлением епископов, образующие  митрополию или архиепископство. Высший после папы духовный чин – кардинал. Кардиналов назначает сам папа, а те, в свою очередь, избирают папу, образуя конклав. Папа наделен высшей законодательной и исполнительной властью: без его согласия невозможно назначение на высшие церковные должности, он издает декреты и буллы, определяющие жизнь церкви. Ему воздаются особые почести – на официальных приемах высшие церковные иерархи должны целовать его туфлю. Символом власти папы является тиара – тройная корона – знак получаемой им власти в церкви, земном и загробном мирах. Католическая церковь располагает особыми внутренними подразделениями – монашескими орденами, внутренняя жизнь которых определяется собственными правилами – уставами. Наиболее известны ордена бенедиктинцев, капуцинов, доминиканцев. Последние возглавляли одно из самых мрачных учреждений в истории Римско-Католической церкви – инквизицию, образованную в ХΙΙΙ в. для борьбы с ересями в средневековой Европе. В 1534 г. с той же целью и для укрепления власти церкви был учрежден орден иезуитов (орден Сердца Иисусова). Согласно уставу, разработанному его основателем  испанским дворянином Игнасио ди Лойолой, жизнь каждого члена ордена принадлежит организации. Для блага церкви член ордена может пойти на любое преступление, оправдывая свои действия девизом ордена: «К вящей славе божьей». Орден был распущен под давлением общественности в XVIII в., а затем снова восстановлен. Его члены известны также активной миссионерской деятельностью, в их ведении находилось множество учебных заведений, в том числе ряд университетов. Этому же ордену принадлежит заслуга в создании униатской церкви в Польше, Литве, на западе Белоруссии и Украины. Другие ордены принимали активное участие в крестовых походах и состояли из воинов-монахов: орден Крестоносцев, Тевтонский и Ливонский ордена. Они вели борьбу за освобождение Гроба Господня на Востоке и миссионерско-захватническую деятельность в Восточной Европе. Католики верят, что передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов, но в наши дни Откровение может улучшаться благодаря их правильному постижению. Папа Римский – наместник Святого Петра на Земле – и коллегия епископов обладают статусом непогрешимости. По учению католиков, Дух Святой исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. Человек может рассчитывать на спасение души только благодаря  помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам заслуги праведников через покупку индульгенций – отпущений грехов. В начале XV в. был принят догмат, согласно которому души умерших до решения своей участи должны пройти через чистилище – промежуточное состояние между раем и адом. Священники с помощью молитв и заступничество святых, обладающих сверхдолжными заслугами, могут ускорить переход души в рай. Духовенство обязано соблюдать обет безбрачия – целибат. В 1854 г. принят догмат о непорочном зачатии Божьей Матери, а позже – о ее телесном вознесении на небеса. Для католиков характерно особое отношение к Деве Марии, ставящее ее в привилегированное положение по отношению к другим святым. Главным средством общения с Богом считается молитва, сопровождаемая крестным знамением всей ладонью правой руки. Католики признают семь таинств: крещение, конфирмацию (по достижении 7-12 лет), причащение (до 60-х годов ХХ в. для мирян – только хлебом, а для священников – хлебом и вином), священство, брак, исповедь и соборование. Богослужение у католиков проводится в сопровождении органа, до последнего времени оно происходило только на латинском языке. Храм должен быть богато украшен росписями, фресками, скульптурами и чаще всего имеет форму креста или корабля. В храме святые престолы устанавливаются у западной, южной и северной стен, в них отсутствуют иконостасы.

На территории Руси католические священники стали появляться со второй половины ХΙ в. Первые храмы были построены в Киеве, Смоленске, Переяславле. Папа Григорий VΙΙ пытался расширить сферу своего влияния на Востоке, а папа Иннокентий ΙΙΙ благословил рыцарей Тевтонского и Ливонского орденов на захват русских земель. Такие действия вызвали негативное отношение к католикам, и до XVΙΙΙ в. в России не было построено ни одного нового католического храма. Официальные дипломатические отношения стали складываться между Россией и Ватиканом при Екатерине ΙΙ, и в конце XVΙΙΙ в. был заключен конкордат (договор), согласно которому папский нунций был аккредитован в России (договор действовал до 1917 г). К началу ХХ в. католиков в России насчитывалось свыше 10,5 млн человек и действовало более 5000 костелов, 8 мужских и 16 женских монастырей. Первыми России появились францисканцы и доминиканцы, затем августинцы и т.д. На рубеже XIXXX вв. в России было 12 католических епархий, 166 деканатов, 4553 храма и часовни, 6 монашеских орденов. Идейным отцом русского католичества считают Вл. Соловьева, который утверждал, что все католическое вероучение уже содержится в Православии, и разделения церквей не существует со дня Флорентийского собора. В СССР католическая церковь воспринималась как агент буржуазного Ватикана. Первые контакты были установлены при Н.С. Хрущеве, а в 1990 г. в Москве приступил к выполнению обязанностей папский нунций. Папа Иоанн-Павел ΙΙ возвел Тадеуша Кондрусевича в сан архиепископа и назначил его апостольским администратором для католиков европейской части России. Для азиатской части был назначен епископ Иосиф Верт (г. Новосибирск). В настоящее время в России действует около 200 приходов, 2 духовные семинарии, колледж католической теологии им. Фомы Аквинского. Создано католическое информационное агентство «Истина и жизнь», одноименный журнал на русском языке.

До середины ХΙХ в. в Башкирии не было католического прихода. Раз в год Уфу посещал священник из Оренбурга, хотя здесь проживало 150 католиков. Богослужение совершалось в здании мужской гимназии ксендзом Зеленкой. По разрешению МВД от 8 декабря 1862 г. в частном доме был устроен престол, освященный в декабре 1863 г. в честь Непорочного зачатия Пресвятой Девы. Первыми католиками были немцы, в том числе и австрийского происхождения, переселившиеся с Украины. В 1906 г. они основали церковь в д. Алексеевка Благоварского района, затем еще две католические деревни – Варваровка и Розановка. В сентябре 1890 г. был освящен храм в честь Воздвижения Креста Господня, а в 1894 г. капелланом был назначен ксендз Л. Мацкевич. В 1937 г. настоятель Ф.Ф. Будрис был расстрелян, члены приходского совета арестованы, а костел закрыт. Здание было снесено в середине 1970-х гг. Деятельность католических священнослужителей в Башкортостане возобновилась в 1993 г. с назначением о. Й. Гунчага настоятелем прихода Воздвижения Святого Креста в г. Уфе. В 1995 г. был зарегистрирован приход Успения Божьей Матери в с. Алексеевка Благоварского района. По данным пастора Франца Иоганна Кирхнера (из Австрии), в Уфе проживает 8,14 тыс. католиков, большие группы верующих существуют в Давлекановском, Иглинском, Альшеевском районах республики и в г. Октябрьском. Среди католиков преобладают немцы, украинцы, латыши, поляки. В декабре 2002 г. пастор Ф. Кирхнер переведен в с. Алексеевка, а в Уфу прибыли бразилец Луис и итальянец Роберто. В г. Уфе действует католическое благотворительное общество «Каритас – Уфа» (от лат. «милосердие»), которое своей главной задачей считает осуществление благотворительности и милосердия, способствующих духовному пробуждению и нравственному возрождению людей, их евангельскому воспитанию. Общество осуществляет прием и распределение даров из-за рубежа, готовит своих специалистов, осуществляет их стажировку за рубежом, сотрудничает с другими благотворительными организациями в других странах мира.

3. Протестантизм – общее название христианских церквей, возникновение которых связано с процессом Реформации. Главной причиной возникновения большинства протестантских церквей является развитие отношений капиталистического типа в Западной Европе. Это своеобразный синтез последствий перемен в экономической, политической, социальной и идеологической жизни общества в XVI в. Часть прогрессивно настроенных религиозных деятелей выступала против культа святых, неограниченной власти пап, продажи индульгенций и чрезмерно пышного, по их мнению, католического культа. Наиболее заметными представителями этого направления были Ян Гус (1365-1415 гг.), Джон Уиклиф (1329-1384 гг.), Мартин Лютер (1483-1546 гг.).

История собственно протестантизма начинается 31 октября 1571 г., когда М. Лютер прибил на двери собора 95 тезисов, в которых он обличал «порочные установления» католической церкви. В реформаторское учение включились широкие слои населения, в том числе и крестьянского под предводительством Т. Мюнцера. Центром Реформации в Швейцарии стали Женева и Цюрих, где развернули свою деятельность У. Цвингли (1484-1531 гг.) и  Ж. Кальвин (1509-1564 гг.). Дальнейшая история становления протестантизма наполнена религиозными войнами и преследованиями, происходившими во всех странах между верными католиками и протестантами-реформаторами. Поскольку в пределах каждого государства реформация религиозных установлений осуществлялась в различное время и разными путями, то первоначальные протестантские направления (лютеранство, кальвинизм, англиканство) продолжали дробиться, и в настоящее время можно констатировать наличие множества протестантских религиозных течений.

Основные догматы протестантизма формировались на основе устранения ряда элементов католического вероисповедания. Протестанты настаивали на личном контакте человека и Бога, без посредства священнослужителей и боролись за право каждого христианина читать Библию как единственный источник вероучения. Все протестантские церкви отвергают Священное предание. Условием спасения является личная вера человека, и для ее утверждения не требуется выполнение ритуалов и спасительных дел. Но сам по себе человек из-за первородного греха лишен возможности творить добро, и все доброе и нравственное в нем творит Святой Дух. Протестанты отвергают поклонение кресту и иконам, мощам, институт монашества. В богослужении большую роль играет проповедь, пение гимнов, коллективная и индивидуальная молитва. Протестантизм не признает Священного Предания (произведений Отцов Церкви), отрицает безбрачие для духовенства. Таинства, считают протестанты, имеют не мистический, а символический смысл, признаются действительными лишь два таинства из семи – крещение и причащение.

Евангелическо-Лютеранская церковь в Башкортостане. Основные принципы вероучения лютеранства изложены М. Лютером и его соратником Ф. Меланхтоном в «Аугсбургском вероисповедании», состоящем из 2-х частей: «Вера и доктрина» (21 статья) и «Злоупотребления» (7 статей, где отражены злоупотребления католицизма). В лютеранстве сохранен институт епископства и два таинства: крещение младенцев и причащение. Брак, конфирмация, посвящение в духовный сан, соборование являются простыми обрядами, укрепляющими веру. В церкви сохранено распятие, облачение духовенства и алтарь. Культовые здания называют кирхами, в процессе богослужения исполняется музыка, где нет строгого религиозного канона и допускается исполнение религиозных музыкальных произведений любых композиторов. В настоящее время в мире существует около 75 млн лютеран. Наиболее сильны позиции этой конфессии в Германии, Скандинавских странах, Австрии. Попытка организационного объединения всех лютеранских общин была впервые предпринята в 1923 г., когда была созвана Лютеранская всемирная конвенция в Германии. Окончательное объединение было достигнуто в 1947 г. утверждением Лютеранской Всемирной Конфедерации.  Организационная структура Евангелическо-лютеранской церкви такова: ее основой являются приходы, объединенные в пробства – благочиния, которые составляют епархию. Высшим органом является Генеральный Синод, исполнительная власть принадлежит Консистории. В церковь вступают и выходят по заявлению, делают денежные взносы, размер которых не регламентируется. На сегодня деятельность церкви распространяется на Россию, Украину, Казахстан и Среднюю Азию. Территория России разделена на 2 епархии: епархия Европейской России (центр – г. Москва) и епархия Сибири, Урала и Дальнего Востока (центр – г. Омск). В России лютеранство появилось при Великом князе Василии Ивановиче (1524-1533 гг.), а первая община основана в 1560-х гг. выходцами из Германии. В основном его исповедовали представители немецкой, эстонской, латвийской национальностей и иностранные граждане. Правительство терпимо относилось к этому вероисповеданию, но запрещало переход православных в эту веру, как и в прочих случаях. К началу ХХ в. в России было около 200 лютеранских церквей. Сейчас все зарегистрированные общины принадлежат к Германской Евангелическо-Лютеранской церкви. Официально она была зарегистрирована в 1988 г. как Немецкая Евангелическо-Лютеранская церковь СССР, а в 1993 г. название было заменено на Евангелическо-Лютеранскую церковь Российской Федерации. В том же году был принят Устав, зарегистрированный в Министерстве юстиции. Основным печатным органом ЕЛЦ РФ является журнал «Unsere Kirche» – «Наша церковь», выходящий раз в месяц. В Башкортостане первая община появилась в конце XVI в. Она объединяла в основном переселенцев-немцев. В начале XIX в. в г. Уфе была возведена первая евангелическо-лютеранская церковь, ее местонахождение неизвестно. В начале ХХ в. Уфимская городская дума выделила место под строительство молитвенного дома позади Иоанно-Предтеченского кладбища. Здание было достроено к 1910 г. Богослужение велось на немецком, латышском и эстонском языках. До 1917 г. настоятелем был Иоганн Недель. В 1930 г. здание у общины было отобрано и передано паровозо-ремонтному заводу под предлогом халатного обращения. В 1990–1996 гг. в Уфе работал проповедник Якобсон, в 1992 г. было зарегистрировано Евангелическо-Лютеранское объединение под председательством В.А. Жгута. В августе 2000 г. здание кирхи передано верующим. В Стерлитамаке община существовала с 1947 г., в 1996 г. молельный дом был перестроен под храм. Проповедником является С. Гольцверт, главой общины – А. Ф. Миллер. Евангелическо-лютеранские церкви действуют в городах Уфа, Октябрьский, Стерлитамак, пос. Пришиб Благоварского района.

Евангельские христиане-баптисты. Название этого религиозного направления происходит от греческого слова baptizo – погружаю. Появление первых баптистких общин на территории Англии в XVII в. непосредственно связано с реформационными процессами, протекавшими в англиканской церкви. Отличительным признаком баптистов является догмат о сознательном крещении. Данное таинство в восприятии баптистов приобретает характер искупительного и объединяющего людей акта. Это понимание нашло наиболее полное отражение в первом вероучительном документе баптистов – «Декларации веры»: «Церковь Христа есть группа верующих людей, отделенных от мира словом и духом Бога, верой в соединение с Христом и друг с другом при помощи крещения …».

Среди множества баптистских течений выделяют два крупных самостоятельных направления: общее и частное. Общие баптисты считают, что Бог даровал спасение всем верующим, а предопределение толкуется как предузнание – Бог с самого начала знал, кто воспользуется предложенным, а кто останется во грехе. Частные баптисты восприняли кальвинистскую трактовку тезиса М. Лютера о предопределении. Они считают, что Бог изначально предопределил, что возможность спасения и блаженство обретут лишь записанные в «Книгу Жизни», но заслужить его невозможно. Частные баптисты проводят резкое различие между верующими-избранными и теми, кто не принадлежит баптисткой церкви, придерживаются строгой дисциплины и иерархии. На протяжении нескольких столетий баптизм является своего рода питательной средой для зарождения новых религиозных движений (НРД) протестантского направления. В качестве примера можно назвать «Адвентистов седьмого дня» или «Свидетелей Иеговы». Основой вероучения баптистов является Библия, абсолютный для баптистов авторитет в вопросах веры. Баптисты не признают Святое Предание, иконы, святых, монашество, крещение младенцев. Крещение у баптистов совершается с 18-летнего возраста после прохождения 3- месячного испытательного срока погружением верующего с головой в воду. Особое место у баптистов занимают проблемы нравственности – в противовес греховности мира верующий должен быть чист. Баптисты ведут активную миссионерскую деятельность, особенно среди молодежи. Богослужения называются молитвенными собраниями и проходят, как правило, дважды в неделю. Сначала произносится проповедь, затем общая молитва и объявления. Каждая часть предваряется молитвенным пением. Важным ритуалом является хлебопреломление, происходящее в первое воскресенье каждого месяца. Священнодействиями являются также бракосочетание, рукоположение на пресвитерское и диаконское служение, погребение. Баптисты отмечают традиционные христианские праздники – Рождество, Крещение, Сретение, Благовещение, Въезд в Иерусалим, Пасху, Вознесение, Троицу, Преображение Господне и свои праздники – Праздник Жатвы и День Единства.

На территории Российской империи баптизм впервые возник в 60-х гг. XIX в. В 1855 г. баптисты появились в Финляндии, затем в Латвии. Проникновение баптизма в Россию началось на юге Украины (в Херсонской губернии) и в Закавказье. Здесь же происходило смешение вероучения частных баптистов с элементами штундизма, молоканства, духоборства. В августе 1860 г. был крещен немецким баптистским проповедником Мартином Кальвином первый русский баптист Н.И. Воронин, ставший одним из активнейших проповедников этого вероучения в России. В чистом виде учение баптистов зарегистрировано только в Петербурге, где получило распространение среди представителей высшего света. В 1844 г. был создан Союз русских баптистов, чьим основоположником был английский лорд Г. Редстор. Идеи баптистов быстро распространялись среди русской знати, охватив круг от князя Гагарина до барона Корфа. К 1912 г. в России насчитывалось 115 000 баптистов и около 31 000 евангельских христиан. На сегодняшний день евангельские христиане-баптисты являются самой крупной по численности и распространенности протестантской конфессией в России. В состав Союза входит более 1000 поместных церквей, насчитывающих в общем около 100 000 членов. Наиболее крупные общины находятся в промышленных и торговых центрах страны. Баптисты издают журналы «Христианское слово», «Братский вестник», «Мария», им же принадлежат издательства «Протестант» и «Христианин и время». Создана система духовных учебных заведений, в числе которых Московская богословская семинария, Московский заочный библейский институт. В ряде городов при общинах действуют годичные библейские школы, готовящие пасторов, воскресные школы для всех желающих. В Башкирию евангельские христиане и баптисты проникают вместе с переселенцами в начале 90-х годов XIX в. Основой первой баптисткой общины явились немецкие колонисты Иглинской волости Уфимского уезда в количестве 81 человека, а первое документальное упоминание о ней относится к 1908 г. После выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905 г.) в Уфимской губернии появляется еще одна община – Симская в Архангельской волости Стерлитамакского уезда. К 1913 г. в губернии насчитывалось 623 баптиста, а в Стерлитамакском уезде – 174 человека. В послереволюционный период, в течение 1917-1927 гг. наблюдался количественный рост баптистских общин в Башкирии, но практически никаких конкретных сведений не сохранилось.. В 1959 г. в связи с движением баптистов-инициативников был принят ряд инструктивных документов: «Положение о Союзе евангельских христиан-баптистов в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ», – существенно ограничивших каноническую и духовную жизнь церкви. В 1965 г. оргкомитет группы «инициативников» опубликовал «Устав союза церквей евангельских христиан-баптистов». Этот факт знаменовал окончательное размежевание ВСЕХБ и СЦЕХБ. Стерлитамакская община сохранила верность ВСЕХБ, в 1963 г. ее возглавил новый пресвитер Я.У. Андрияш. В 1970 г. община занимала молитвенный дом по улице К. Маркса, д.188, и насчитывала 111 человек. Региональное Объединение евангельских христиан-баптистов Республики Башкортостан образовано 6 июня 1994 г., перерегистрировано 25 июня 1999 г. в Министерстве юстиции РБ. Наиболее крупными являются организации в г. Уфе (380 чел.), Стерлитамаке (100 чел.), Нефтекамске (70 чел.), Салавате и Кумертау (по 60 чел.). В остальных организациях – от 10 до 50 человек. Активной миссионерской деятельности объединение не ведет, за исключением распространения листовок, приглашающих посетить богослужение. Вход на богослужения свободный. Баптисты ведут чрезвычайно замкнутый образ жизни. По свидетельству очевидцев, по-прежнему в их семьях нет телевизоров, запрещены походы в театр и на концерты, всякое участие в общественной жизни не поощряется. На сегодняшний день в республике насчитывается 11 зарегистрированных баптистских общин Евангельских христиан-баптистов Российского Союза. 12 общин ЕХБ Российского Союза и 6 общин ЕХБ Совета церквей не имеют официальной регистрации. В 2002 г., уже в восьмой раз, религиозным центром ЕХБ Российского союза был организован отдых детей на берегу озера Аслы-Куль. Религиозный центр ведет благотворительную работу в одном из исправительных учреждений г. Уфы. Председателем Регионального объединения общин ЕХБ Республики Башкортостан является епископ Петр Иванович Жук.

Христиане веры евангельской – пятидесятники. Пятидесятничество — одно из позднепротестантских течений христианства, возникшее в конце XIX - начале XX в. в США. Его идейными истоками и предшественниками были религиозно-философское движение ривайвелизма (от английского — возрождение, пробуждение), возникшее в XVIII в. среди последователей ряда протестантских церквей США, Англии и других стран, и развившееся в его рамках «движение святости». Именно здесь выкристаллизовывались основные догматы, воспринятые позднее пятидесятниками. Непосредственная история пятидесятников началась с 1 января 1901 г., когда на занятиях сторонника движения Ч. Пархема в библейской школе в Топеке (Канзас) его ученица Агнесса Озман получила «третье благословение» и начала говорить на непонятном языке (явление глоссолалии). После этого Пархем стал проповедовать в южных штатах США. С начала 60-х годов в США, а затем и в других странах явление глоссолалии стало распространяться в традиционных протестантских церквях, так образовались новые пятидесятнические направления, сохранившие черты своих первоначальных общин. Крупнейшей из американских пятидесятнических церквей является «Ассамблея Бога». В ее символ веры входит учение о Троице, рождение свыше, крещение Духом Святым, глоссолалия, исцеление верой, второе пришествие Христа, воскресение мертвых, хилиазм. Она насчитывает более 2 млн последователей, ведет миссионерскую деятельность в 71 стране (в том числе и в России), выпускает 16 периодических изданий. Учение Христиан веры евангельской (пятидесятников) основано на следующих утверждениях: человек грешен и в своей духовной эволюции проходит несколько ступеней – «духовных кризисов»: обращение, когда он уверует в Бога и начнет ему служить (здесь происходит освобождение от индивидуального греха); рождение свыше или освящение (когда человек мгновенно перерождается, освобождаясь от первородного греха, достигает состояния святости); - учение о «третьем благословении» – крещении Духом Святым – особое экстатическое переживание верующего, внешним проявлением которого является глоссолалия, понимаемая как говорение на ином языке (феномен глоссолалии известен во многих языческих культах и по мере христианизации изжил себя до XIX в., затем он стал проявляться среди верующих различных направлений);  пятидесятники признают два таинства: крещение в воде и Вечерю Господню (причащение), а также священнодействия: бракосочетание, молитва, благословение детей, молитву о больных и рукоположение; пятидесятники верят, что дары Духа Святого сопровождают церковь на протяжении всей ее новозаветной истории и что они могут быть получены любым верующим в процессе крещения Духом Святым. Поначалу пятидесятники представляли собой последователей разных протестантских церквей, прежде всего баптистов и методистов. Постепенно, обретая все больше последователей, они выходили из этих церквей и создавали самостоятельные общины под разными названиями: «Церковь Бога», «Ассамблея Бога», «Церковь истинного Евангелия», «Объединенная пятидесятническая церковь», а также множество мелких пятидесятнических организаций. Большое влияние пятидесятники имеют в США, Корее, Северной Африке, Южной Америке, Китае, России и др. Однако организационного единства как в США, так и в других странах они не достигли. Пятидесятничеству присущи две противоположно направленные тенденции: к объединению в более крупные церкви и к сохранению независимости общин и направлений. По разным данным, число приверженцев пятидесятничества в мире составляет в настоящее время от 50 до 300 млн человек. В России миссионеры-пятидесятники появились в конце XIX в. В 1913 г. в Санкт-Петербурге А.И. Ивановым и Н.П. Смородиным была образована первая община, которая стала называться общиной евангельских христиан в духе апостольском. В результате миссионерской деятельности общины этого направления вскоре стали возникать в Московской, Новгородской, Витебской, Вятской губерниях, в Закавказье. Наиболее распространенным направлением пятидесятничества стали христиане евангельской веры. Основал это направление И.Е. Воропаев, принявший веру в США и вернувшийся на Украину в начале 20-х годов. Им был создан сначала Одесский областной, затем Всеукраинский союз христиан евангельской веры (ХЕВ), предпринимались попытки к созданию организации ХЕВ в масштабе СССР. В 1945 г. часть общин ХЕВ и ХВЕ, пошедших на регистрацию, под нажимом властей присоединились к Союзу евангельских христиан-баптистов, а в 1947 г. их примеру последовала и часть евангельских христиан в духе апостольском. Не присоединившиеся к ЕХБ общины пятидесятников действовали без регистрации и подвергались репрессиям. Первый съезд Церквей ХВЕ РСФСР прошел в мае 1990 г. Он учредил Союз христиан веры евангельской РСФСР (теперь Российской Федерации), принял устав Союза и избрал руководящие органы. В 1991 г. был создан Объединенный Союз христиан веры евангельской – пятидесятников, в который вошли союзы ХВЕ России и других стран СНГ и Балтии. В июне 1994 г. II съезд ОСХВЕ принял новое название – Объединенный Евразийский Союз ХВЕ (ОЕСХВЕ), утвердил вероучение ХВЕ. ОЕСХВЕ входит в Европейский комитет пятидесятнического движения. Руководство духовной жизнью местной церкви осуществляет пресвитер, ему помогают диакон, учителя воскресных школ. Пресвитер ежегодно отчитывается перед церковью. Союз ХВЕ имеет три Библейских теологических института (Московский, Сибирский – в Иркутске, Карельский – в г. Сортавала) со стационарным обучением, 10 библейских школ с периодическим циклом занятий, широко развитую сеть заочного духовного образования. Издается журнал «Примиритель». Ряд региональных объединений имеет свои периодические издания. Союз ХВЕ является учредителем Общественной российской христианской телерадиокомпании, ведущей периодические теле- и радиопередачи. Весной 1999 г. всю Россию потрясло известие о захвате пятидесятниками здания администрации г. Алдана (Якутия), которое они удерживали почти неделю. Против них было возбуждено 2 уголовных дела: о захвате здания и по факту насильственной смерти десятилетнего мальчика. Воспротивившись порядкам общины, этот мальчик захотел покинуть её, но взрослые «братья» избили ребенка и выставили на мороз. Мальчик скончался от побоев и переохлаждения. В результате медицинского осмотра было установлено, что дети общины подвергались постоянным избиениям. Их психическое состояние оценивается как заторможенное и сильно подавленное. В связи с этим 30 марта 1999 г. состоялось судебное разбирательство, на котором все члены религиозной группы были лишены родительских прав. 2 марта 1999 г. народный суд Алданского района принял решение о роспуске религиозной общины пятидесятников и запрете её деятельности в связи с нарушением федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».В Башкирии общины ХВЕ появились практически одновременно с баптистами. На первом этапе разделить их историю довольно трудно. Дальнейшее развитие местных церквей ХВЕ практически совпадает с общесоюзным. В настоящее время в РБ действуют 28 объединений пятидесятников, из них зарегистрировано 11. Наиболее крупные из организаций пятидесятников: в г. Уфе – 500 чел., в г. Благовещенске – 120 чел., в других городах – от 5 до 35 чел. Ведет активную работу библейская школа, открытая в октябре 2000 г. Богослужения проходят в арендуемых помещениях и на дому у верующих. Региональное Объединение церквей христиан веры евангельской пятидесятников образовано 24 ноября 1997 г., перерегистрировано 24 августа 1999 г. в Министерстве юстиции РБ. Его председатель – епископ В.И. Мальцев.

Hosted by uCoz