РЕЛИГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, СЕКТЫ РБ
 


 

 

 
 Религиозные организации г. Уфы

Лекции по истории религий РБ

Лекция 1
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4

   Тоталитарные секты

Религиозная толерантность

   Ссылки


 

 

 Лекция 2.

Язычество башкир. Ислам в Башкортостане

1.      Языческие обряды и обычаи башкир. Тотемизм, анимизм, шаманизм, фетишизм.

2.      Принятие ислама башкирами и его влияние на историю края.

3.      Современное состояние ислама в РБ.

4.      Ислам как религия. Основные понятия.

До принятия ислама башкиры имели языческие религиозные представления. Для них, как отмечают этнографы были характерны все признаки первобытных религий. Тотемизм занимал ведущее место в системе религиозных предпочтений башкир. Семь башкирских родов имели свой тотем, родовую тамгу и прочие характерные элементы. В общем представлении тотемизм является формой религиозных предпочтений, когда родоначальником человеческого сообщества является дух-тотем выступающий в форме животного, растения и т.д. Как правило данный тотем наделяется характерными чертами. Наиболее часто в качестве тотема у башкир выступали птицы: журавли, соколы, вороны и т.д. Ритуальный характер носило так же употребление птичьих яиц в пищу, использовались в качестве награды на сабантуях. Распространен так же и фетишизм, заключающийся в поклонении священным предметам, в которых содержаться духи-покровители. Священными у башкир считались некоторые реки, горы, озера и т.д. В качестве фетиша могли выступать камни, фаллические символы, вышитые ленты и т.д. Анимизм – представление о существовании души у всех предметов материального мира - наиболее выпукло представлен в народных сказаниях, где птицы, звери, рыбы, реки, луна выступают в качестве одушевленных существ и нередко оказывают помощь главному герою. Шаманизм у башкир был представлен слабо и впоследствии функции шамана-знахаря-колдуна отчасти перешли к исламским священнослужителям, отчасти к колдунам – «шайтан курязя».

Представления о структуре мира у башкир типичны для языческих культов. Мир делится на 3 части: нижний (мир духов), средний (мир людей), верхний (небо с божествами). Они соединены между собой мировым деревом. Языческий пантеон составляют 12 божеств, каждое из которых имеет свои функции. Боги не бессмертны и не всемогущи. Главным божеством является Тенгри – бог Неба. В жертву богами приносили животных, растения, плоды собственного труда. Особое место занимал культ огня. Археологи часто находят так называемые зольники – жертвенно-обрядовые места на вершинах гор.

2. Принятие исламам башкирами и его влияние на историю края.

Наиболее ранние свидетельства о связях с исламом на территории РБ относятся в 8-9 вв. В Левашовском могильнике найдены монеты Омейядского и Аббаидского халифатов. Сами по себе данные находки говорят не о том, что ислам был принят на данной территории в качестве религии, а только о наличии торговых связей с исламским миром. Проникновение ислама в Башкирию начинается с 10 в. В 922 г. в столицу булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Согласно его запискам в его посольстве служил башкир-мусульманин. По мере исламизации Булгарии ислам распространяется и в Западной Башкирии. Наиболее явно свидетельствуют о процессе исламизации рост погребений мусульманского типа и уменьшение количества языческих начиная с 13-14 вв. В 14 в. языческие погребения постепенно сходят на нет. Венгерский монах Юлиан, побывавший в 1236 г. среди покоренных монголами башкир сообщает о башкирском хане, как фанатично преданно исламу. После присоединения Башкирии к Московскому государству позиции ислама еще более укрепились. Ислам становится фактором роста этнического самосознания и самоидентификации башкир. В 17-18 вв. ислам все больше проникает в быт башкир. Утверждается мусульманская форма заключения брака – никах, мусульманские обряды, сопровождающие человека в течение жизни. Получают распространение мусульманское образование и письменность на фарси. Тем не менее у башкир сохраняются языческие религиозные элементы, описанные выше.

В 17 в. русские власти обложили мечети и мусульман специальным налогом (5 рублей с мечети), были введены требования строить мечети по образцу христианских храмов. В 1729 г. Был введен запрет на проповедническую деятельность мулл среди других языческих народов края. После башкирских восстаний в 1738 – 1740 гг. были насильственно крещены жены и дети многих участников восстания. После 1743 г. было запрещено строительство новых мечетей.  К середине 18 в. в среде мусульманского духовенства вызревает стремление законодательно урегулировать отношения с властями. Суть данных отношений была изложена в доношении Батырши Алиева на имя Императрицы Екатерины.

Исламский фактор с вхождением в Российскую империю Северного Кавказа начинает играть все большую роль в политике и власти в свою очередь стремятся урегулировать отношения. В 1773 г. Священный Синод принимает указ о веротерпимости. В 80 гг. было принято множество указов, гарантирующих права мусульман и регулирующих их взаимоотношения с другими народами. В 1788 г. было учреждено Оренбургское магометанское собрание во главе с муфтием Магомеджаном Гусейновым. В 1802 г. в Казани была открыта первая типография, печатавшая мусульманские книги арабской графикой. В это же время начинается интенсивное строительство мечетей в крае. В 19 в. начинается так же активное строительство медресе и мектебов, где преподавали местные муллы. В 1851 г. в Башкирии было 306  частных школ, к 1914 г. – 1579 мектебов и медресе.

В начале ХХ в. происходит активизация позиций ислама в политической жизни. В 1905 г. в Государственной думе был образована мусульманская фракция. Тогда же была создана партия «Иттифак аль муслимин» выставлявшая требование равенства  в правах. Нормы ислама нашли отражение в деятельности Заки Валидова и Мирсаида Султан-Галиева.

Большинство исследователей отмечают отсутствие фанатичной преданности башкир исламу, толерантность. Отсюда и слабая политическая политизация ислама. Поскольку ислам был принят естественным путем, без государственной политики навязывания не получили распространения главные элементы уммы – система налогов и форма правления в виде халифата не получили развития. Вера и власть в Башкирии были разделены. Основй экономических отношений был ясак, а не закят и садака. Садака у башкир становится добровольным пожертвованием в пользу духовенства, школ и т.д.  Не получил распространения и вакуф. В 1889 г. в Оренбургской губернии был всего 21 вакуф.

5.      3. Современное состояние ислама в РБ.

В годы Советской власти ислам повергался тем же преследованиям, что и другие религии. Мечети закрывались, преподавание ислама не разрешалось в дни школьных занятий, муллы лишались должностей и отправлялись в ссылку. В начале 90-х гг. положение значительно улучшилось, а начавшееся религиозное возрождение значительно укрепило позиции ислама в регионе. Долгое время в Российской империи было 4 духовных управления, независимых друг от друга – в Баку, Ташкенте, Махачкале и Уфе. Сейчас в России зарегистрировано 43 Духовных управления мусульман. В ведении ДУМ-ов находятся: подготовка кадров служителей и их распределение, осуществление связей с зарубежными религиозными организациями и их центрами, проведение различных, в том числе международных, конференций по богословским вопросам и проблемам защиты мира, участие в строительстве исламских объектов. Также ими комплектуются группы паломников и ежегодно отправляются в Мекку и Медину (Королевство Саудовская Аравия). Муфтий ДУМ утверждает местные духовные управления – мухтасибаты во главе с имамами – мухтасибами, которые объединяют мусульманские общины  в границах республик, краев и областей. Муфтий ДУМ или имам-мухтасиб назначает имамов мечетей, в которых они являются полноправными хозяевами и ответственными за хозяйство, финансы, духовную жизнь прихожан и являются хранителями печати. Ближайшими помощниками имама являются наиб-имам (заместитель) и казначей. При каждой мечети собирается коллегиальное собрание, решающее, кого назначить на ту или иную должность, какое приобрести имущество, оно же избирает ревизионную комиссию из 3-х человек.

4. Ислам – одна из мировых религий, возникшая в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Слово ислам означает «предание себя Богу», а мусульманин – «покорный Богу». снователем Ислама является Мухаммад (ок. 570 – 632 гг.) из рода Хашим, племени Курайш. Свою проповедническую деятельность он начал в возрасте около 40 лет в Мекке с призывов отказаться от поклонения множеству племенных богов и верить в одного Бога – Аллаха. В 622 г. Мухаммад переехал в Йасриб вместе со своими последователями, позднее этот город стали называть Медина – город пророка. Там была создана община, ее возглавил Мухаммад. Этот год получил название «Хиджра» и стал началом мусульманского летоисчисления. В 922 г. Ислам стал государственной религией Волжской Булгарии, в XIII в. – Золотой Орды. В XV – XVII вв. ислам приняли чеченцы, адыгейцы, черкесы, абазины, кабардинцы, осетины. В XVIII – XIX вв. он получил распространение среди балкарцев, карачаевцев, ингушей и др. В Исламе выделилось два направления – суннизм и шиизм. Большинство мусульман придерживаются суннизма, а шиитами себя считают азербайджанцы, таджики, таты, курды, иранцы. Разделение Ислама на суннизм и шиизм произошло в VII в. после смерти Мухаммада в результате политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирается на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата. Шииты считают единственно законным халифом Али – двоюродного брата и зятя Мухаммада и требуют соблюдения принципа наследования власти прямыми потомками Али. При этом наследуется прежде всего духовная власть (учение об имамате). Шииты признают 12 имамов из числа прямых потомков Али, но особо почитают двенадцатого имама, Мухаммада Бен аль-Хасана (таинственно исчезнувшего, «скрытого»), который явится перед Страшным Судом для установления на земле равенства и справедливости.

Среди мусульман существует разделение по различным религиозно-правовым школам, большинство суннитов относят себя к ханафитской школе, на выводах которой основывается и руководство мусульман Центрально-Европейского региона России, Средней Азии и Казахстана в своих предписаниях по религиозно-правовым вопросам. В настоящее время мусульмане живут более чем в 120 государствах, приблизительно в 40 из них они составляют большинство населения, в 20 являются влиятельным меньшинством. Общая численность мусульман в России – около 20 млн человек.

Источниками вероучения являются Коран (арабское – аль-Куръян, буквально – чтение) и Сунна (изречения Пророка, притчи, в переводе – образ действия). По мусульманской традиции изучение Корана осуществляется так: чтение и заучивание наизусть стихов (аятов) Корана на арабском языке для исполнения молитвенных обрядов и ритуалов. Коран разделен на 114 глав (сур), каждая из них имеет свое название и состоит из аятов. В переводе с арабского «аят» – чудо, знак, знамение. Так произошел титул духовных лидеров шиитов – «аятолла» – «знамение Аллаха». Суры Корана различаются по размерам, наиболее длинные – в начале Корана, короткие – в конце. Под каждой из них имеется отметка – мекканская или мединская, по тому месту, где она была получена Мухаммадом. Сунна – священное предание, содержит хадисы (рассказы) об изречениях и поступках Мухаммада и его ближайших последователей. Хадисов насчитывается десятки тысяч. Сунну составляют хадисы, отобранные авторитетными теологами IXX вв. и признанные ими настоящими, хадисы являются важнейшим после Корана источником религиозных предписаний, нравственных норм и мусульманского права (шариата). Между Кораном и Сунной есть принципиальные различия: первый – это слово Аллаха (Калам-улла, Слово Божье), которое было дано Пророку Мухаммаду через архангела Джабраила, хадисы – это высказывания Пророка, т.е. человека, которые произносились в определенное время и имеют свое «начало». Хадисы дают толкование и объяснение отдельных положений Корана, добавляют к нему новые суждения. Так, запреты на употребление мяса многих хищных животных есть только в хадисах. В исламе есть и другие источники вероучения, нравственных и правовых предписаний. Самым важным является шариат (в переводе с арабского – правильный путь), нормы которого основываются на Коране и Сунне. Шариат – это комплекс мусульманских юридических норм, законов, правил и принципов поведения. Большую роль в утверждении за шариатом функций основного законодательства сыграло то, что длительное время мечеть была местом решения религиозных и светских дел, в том числе и судебных. В мусульманском мире законоведами признавались только известные богословы, а единственным источником законодательства исламская догматика считает волю Аллаха. Развитие шариатского правосудия вызвало появление группы известных среднеазиатских правоведов, которые создали свои собственные юридические школы. Существует 4 основных юридических школы шариата, образовавшиеся с начала VIII до середины IX в. и названные по именам основателей.

В основе мусульманской веры лежит вера в Аллаха – Творца и Правителя всей Вселенной. Все люди оцениваются с точки зрения следования заветам Аллаха.  Культ Ислама опирается на 5 столпов веры: 1) исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада; 2) ежедневная пятикратная молитва – намаз; 3) 1 раз в году пост в месяц рамадан (ураза); 4) добровольная очистительная милостыня (закят); 5) паломничество хотя бы один раз в Мекку (мусульманин, совершивший хадж, прибавляет к своему имени титул-приставку «хаджи»). Есть две формы молитвы – коллективная (джамаэ) и индивидуальная (фуради), большим предпочтением пользуется первая, совершаемая в мечети.

Мечеть – мусульманское культовое здание, снаружи имеет минареты-башни для призыва верующих к молитве, внутри украшенное геометрическим орнаментом (в Исламе изображение Аллаха, пророков и всего того, что имеет душу запрещено). Противоположная от входа стена мечети обращена в сторону Мекки, в центре ее находится ниша – михраб, указывающая направление, куда должны обращаться мусульмане во время молитвы. Справа от михраба находится кафедра с лесенкой, откуда произносятся проповеди. В мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (запретное) в Мекке, Аль-Набави (мечеть пророка) в Медине и Аль-Акса в Иерусалиме.

Обряды и праздники соблюдаются по особому мусульманскому календарю, в котором четные месяцы состоят из 29 дней, а нечетные – из 30, вместе 12 месяцев образуют лунный год из 354 дней, каждый третий год високосный. Соблюдение поста (уразы) в исламе считается обязательным. Во время уразы с восхода до заката солнца запрещается есть, пить и нюхать что-либо съедобное в течение 30 суток. Существуют также посты по обету и желанию. От него освобождаются: беременные женщины, кормящие матери, няни, кормящие ребенка своей грудью, больные, старые люди, путешественники и воины, находящиеся в сражении (на обычной воинской службе от поста не освобождаются). Окончанию поста посвящен канонический праздник Ид-аль-фитр, или «Ураза Байрам» (праздник разговения), длящийся обычно 3-4 дня. В шариате говорится только об одном официальном дне этого праздника – дне подаяния особой милостыни, т.н. садака-фитра. Хадж совершается в 12-м месяце. В Мекке находится Кааба со священным черным камнем («Хаждар аль-асвад»), в Медине – могила Мухаммада, его жены и дочери, халифов Абу Бакра, Омара, Османа, мечеть Мухаммада. На пути из Мекки в Медину паломники посещают г. Таиф. Паломник по шариату должен быть совершеннолетним, несумашедшим, свободным (не рабом), не вынужденным совершать хадж, если у него есть неотложные дела и дорога опасна, физически здоровым для выполнения требований хаджа. Он должен иметь провиант, верховых животных или средства на проезд, иметь достаточно времени для совершения всей церемонии хаджа, иметь достаточно средств на расходы семьи и содержание тех людей, которые ему поручены, иметь возможность устроить все это так, чтобы по возвращении хозяйство его не пришло в упадок. По шариату допускается хадж по найму, если нанимающий не обладает здоровьем для его совершения. Во время хаджа совершается праздник Ид аль-адха, или «Курбан-байрам», праздник жертвоприношения. Праздники Мавлюд (день рождения Мухаммада) и Мирадж (вознесение Мухаммада на небо) считаются условными в силу того, что в первоначальном исламе их не было.

Ислам уделяет большое внимание семье. Женщина-мать считается хранительницей исламских традиций в семье, женская религиозность рассматривается как одна из основ, на которой держатся исламские ценности в обществе. Ислам признает три вида брака: постоянный, временный – мута или сига, брак с наложницей. Ислам отрицательно относится к монашеству и безбрачию. Процедура развода по шариату очень проста, в ней нет каких-либо формальностей, хотя моральные принципы ислама осуждают тех, кто этим злоупотребляет. Мужчине достаточно сказать без всякого объяснения своей жене 3 раза: «талак» («Ты для меня не жена» или «Клянусь Аллахом, твоя спина для меня как спина моей матери»), и считается, что развод состоялся. Во всех случаях развода, кроме тех, которые обусловлены умственными и физическими недостатками мужа, права женщины и мужчины почти равны. Разводы в исламских семьях крайне редки по причине того, что женщины часто сами отказываются поднимать вопрос о разводе, даже если имеют для этого достаточно оснований, потому что общественное мнение может расценить этот поступок как безнравственный. Запреты в исламе касаются всех областей жизни и имеют не только религиозную, но и социальную направленность. Ограничения в торговле распространяются специально на торговлю между мусульманами и немусульманами. Запрещается также купля-продажа «нечистот» (свинины, алкоголя), товаров, не являющихся собственностью продающего, торговля, связанная с азартной, запретной игрой, сделки с элементами ростовщичества (риба), продажа смешанных товаров, отделить которые друг от друга нельзя, например, масла, смешанного с другим жиром. Запрещено употребление в пищу крови, мертвечины, алкоголя; о пищевых запретах говорится во многих сурах и хадисах. Запрещена исламом и роскошь, в частности, пользование золотой и серебряной посудой. Некоторые запреты ислама связаны с понятиями о «чистом» и «нечистом» в природе. Мужчинам запрещено жениться на матери, родной сестре, теще, являющихся для него родственницами (махрама); для мусульманина, который заключил брачный договор до того, как супруги стали близки, предки женского пола – мать, бабушки по отцу и матери и т.д. – уже становятся родственницами, после самого брака все женщины – дочь, внучки, правнучки – становятся для него махрама. Также по шариату мусульманка не имеет права выходить замуж за неверного (кяфира), за человека, чуждого Священному писанию, мусульманин же имеет право жениться на иудейке или христианке. Запреты в исламе касаются недопущения немусульман к священным местам; мечеть в исламе имеет одно предназначение – для молитвы и служения Аллаху. Но священную область Саудовской Аравии Хиджаз, где находятся священные города ислама Мекка и Медина, посещать немусульманам категорически запрещено и в настоящее время. Обосновывается это тем, что немусульмане считаются «нечистыми», «оскверненными» из-за употребления алкоголя, свинины (кроме иудеев), занятий ростовщичеством.

Hosted by uCoz